|
Новости, статьи
Что делать если возникли проблемы с банковской картой
Сначала - проверьте себя, а потом протестуйте. Отпуск чреват не только солнечным ударом, но и денежными неприятностями. Все больше украинцев, отправляясь за границу, в качестве средства для расчетов берут пластиковые карты. Этот вариант расчетов удобен — больше не нужно возить пачки наличных, а в случае кражи карточку можно восстановить. Но карточки, как и наличные, не лишены недостатков, которые могут и отпуск испортить, и после него нервы потрепать. Ведь нередко уже после отдыха обнаруживается, что денег на карте меньше, чем ожидалось. Мы разобрались, как решать постотпускные карточные проблемы. Сразу предупредим, что эта информация не только для отпускников — такие проблемы возникают не только в летний период и не только в заграничных вояжах. ЕСЛИ КАРТА ЗАБЛОКИРОВАНА Прежде всего, надо понять, почему банк заблокировал карточку, и, если карточка нужна в отпуске — можно ли ее быстро «включить»? Банк испугался туриста. По словам начальника управления карточного бизнеса «Астра Банка» Сергея Голованя, чаще всего проблемы с картами у украинцев возникают из-за того, что они не привыкли предупреждать банк о поездке за границу. Логика банка тут простая: если держатель карты еще никогда не выезжал за границу, а потом с его карты несколько раз снимают наличные или платят за покупки в Турции или Египте (банкиры считают эти страны в числе рискованных для карточных расчетов), то банк подозревает худшее — что карта досталась мошенникам и те ее «вычищают», и она автоматически блокируется. Решить эту проблему просто — нужно позвонить в банк, узнать, почему заблокирована карта и попросить снять «блок». Если карточка вам не очень нужна и тратить деньги на звонок с уговорами банкира в Украину не хочется, разблокировать ее можно и по факту возвращения в Украину. Но звонок лучше не откладывать — а вдруг с карточки еще и деньги пропали? Банк испугался мошенников. Блокировка карточки из-за мошеннических списаний со счета (или хотя бы подозрений в этом) дело более серьезное. В таком случае, сотрудник может отказать в разблокировке карты и настоять на перевыпуске карточки (за счет банка!). Например, автору статьи осенью 2009 года довелось провести несколько операций по карточке во время поездки в Испанию. К концу путешествия карточка оказалась заблокированной, и банк не собирался ее активировать. Дело в том, что тогда в Испании была массовая утечка данных по платежным картам, и банки многих стран, не только украинские, массово блокировали карты и перевыпускали их за свой счет. Вернувшись в Украину, банк просто выдал новую карту. То же самое банки для подстраховки иногда делают после того, как клиент с ведома банка расплатился в рискованных странах — тех же Турции-Египте, странах Юго-Восточной Азии, Африки. Так что на всякий случай имейте запас наличных. ЕСЛИ СПИСАЛИ ЛИШНЕЕ Если остаток на карте меньше, чем вы ожидали, не стоит паниковать — позвоните (а лучше сходите) в свой банк и проверьте выписку. Если мошенники. Если деньги пропали с карточки «на ровном месте» и без вашего согласия, или вы заметили двойное списание в одном и том же магазине или кафе, вполне вероятно, что это мошенники. В таком случае нужно обращаться в банк с заявлением на опротестование операции (см. «Протестуем правильно»). Если списали Праведно. Но далеко не всегда причина пропажи денег с карты — мошенники. Нередко клиент сам забывает, что делал ту или иную операцию (например, будучи изрядно подшофе снимал наличные в банкомате) или просто не разобрался в особенностях работы карточек. Например, часто банкоматы за границей берут допкомиссию ($1—10) за снятие наличных, но не зная этой фишки и языка, этого можно и не понять. Так что, заметив лишнее в выписке, поговорите с менеджером — он объяснит что к чему. ДЕНЬГИ НЕ ВЕРНУТ, ЕСЛИ… ВЫ НАРУШИЛИ ПРАВИЛА. Например, правила проживания в гостинице: бронировали с помощью карты номер на одного, а приехали вдвоем (обычно проживание 1-го человека в 2-местном номере стоит дешевле, чем цена того же номера на двоих). В таком случае гостиница, выявив обман, спишет с вашей карты дополнительную сумму до полной стоимости 2-местного номера. ВЫ ОПОЗДАЛИ. Например, со звонком в банк о краже или потере карты. В договорах о выпуске и обслуживании карт обычно написано, что клиент должен как можно раньше позвонить в банк и заблокировать потерянную или украденную карточку, и до этого звонка все мошеннические операции по его карте будут спокойно списываться с его счета. А некоторые банки «берут на себя» операции только через два-три часа после звонка. Также некоторые банки прописывают в договорах, что оспорить операцию по карточке клиент может только до конца месяца, следующего за тем, когда операция была совершена. То есть по незаконной операции, сделанной в июле, заявление на ее опротестование надо подать до конца августа. Позже банк такое заявление просто не примет (независимо от обстоятельств). ВЫ ЗАБЫЛИ. Например, о том, что пользовались в отеле мини-баром, смотрели платные каналы по ТВ (и при этом бронировали номер с помощью платежной карты). Списание постфактум денег за опустошенный мини-бар в номере уже стало «классикой», а вот за ТВ — пока редкость. Например, киевлянке Татьяне как-то пришлось раскошелиться на круглую сумму за несколько часов просмотра канала о животных: она не знала, что он в ее отеле платный и как-то заснула под него. Деньги списались отдельной операцией при выезде из отеля, а она подмахнула чек, не особо разбираясь в деталях, — так спешила на самолет. БЫЛ ВВЕДЕН ПИН-КОД. «ПИН-код является конфиденциальной информацией, которая известна клиенту и, кстати, неизвестна сотрудникам банка. По условиям договоров, ответственность за распространение ПИН-кода, а значит, и за операции, которые были подтверждены ПИН-кодом, клиент несет самостоятельно. То есть банк, скорее всего, не вернет деньги по сомнительным операциям снятия наличных в банкомате или оплаты покупок, если был введен ПИН-код», — предупреждает начальник сектора управления портфелем карточных продуктов OTP Bank Наталия Попко. ПРОТЕСТУЕМ ПРАВИЛЬНО 1. Если вы обнаружили по карточке «лишнюю» операцию, которой не делали (например, пришло sms-сообщение о списании денег, о котором вы ничего не знаете, или, просматривая остаток в банкомате, увидели меньшую сумму, чем ожидали), сразу же перезвоните в банк, выпустивший вашу карточку. Уточните у сотрудника банка, что это за операция, когда и где (в каком регионе или стране) она была сделана? 2. Если вы этой операции не делали, нужно написать заявление в банк. В нем нужно объяснить, что деньги были списаны без вашего согласия, попросить банк провести расследование и вернуть незаконно списанные средства на ваш счет. 3. К заявлению приложите имеющиеся у вас документы, подтверждающие, что вы не совершали этого платежа и не давали на него добро. Если речь идет о двойном списании в магазине или ресторане и у вас из ресторана остался счет и чек из терминала, приложите их копии. Это покажет банку, что одну из операций вы проводили сознательно, то есть вас вряд ли можно уличить в невнимательности. Если речь идет об операции по карте в стране, в которой вас не было, приложите к заявлению ксерокопии всех страниц всех загранпаспортов и справку с работы, о том, что у вас не было отпуска (это подтвердит, что вы не выезжали в страну, где была проведена злополучная операция). 4. Решения банка и платежной системы, возможно, придется ждать 45—60 дней. Таковы сроки расследования. 5. Если банк и платежная система сочтут операцию мошеннической, вам вернут деньги, а если нет, то возьмут плату (фактически штраф в 100—200 грн.) за незаконное опротестование. ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ БАНКИРОВ О БЕЗОПАСНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КАРТОЧЕК Анджей Олейник, директор по маркетингу и развитию продуктов Platinum Bank, советует: • желательно перед отпуском или другой заграничной поездкой позвонить в банк и сообщить о ней банку. В большинстве крупных банков есть служба круглосуточного мониторинга платежных карт, специалисты которой проверяют каждую операцию, совершенную по карте банка при подозрении на мошенническую операцию. А если банк не будет уведомлен о поездке заграницу, такая операция может быть расценена как мошенническая и карта будет заблокирована; • если вы не планируете совершать крупных покупок, вы можете на время поездки установить новые (отличные от стандартных) лимиты на операции по платежной карте; • одна карта хорошо, а две — надежнее. Если у вас выпущена только одна карта, желательно выпустить к тому же карточному счету дополнительную карточку другой платежной системы (например, у вас есть карта VISA, а к ней можно выпустить карточку MasterCard). Это нужно на случай, если карту одной из платежных систем откажутся принимать к оплате. Также это полезно на случай потери одной из карточек (их лучше хранить отдельно) — заблокировав одну карту, вы сможете иметь доступ к деньгам с помощью другой; • для поездок за границу лучше открывать карточки классом не ниже VISA Classic/MasterCard Standard — с такими картами меньше вероятность возникновения каких-то проблем при оплате; • если карта потеряна необходимо срочно связаться с круглосуточной службой поддержки вашего банка и заблокировать карту, что защитит вас от дальнейших финансовых потерь. В случае невозможности связаться с банком обращайтесь в международные службы поддержки пользователей платежных карт, которые не только заблокируют карту, но и помогут в выпуске новой платежной карты, а также в экстренном получении денежных средств. Подробнее о службах поддержки пользователей платежных карт, можно узнать на интернет ресурсах платежных систем: http://www.visa.com.ua/lv/global_dir.jsp и http://www.mastercard.com/ua/personal/uk/cardholderservices/emergencyservices/index.html. Ирина Бойко, начальник управление платёжных карт ПАО «Банк Форум»: • перед планированием поездки за границу обратитесь в отделение своего банка и узнайте перечень стран с высоким риском мошенничества и правилах расчетов карточкой на их территории, а также о стандартных карточных лимитах (на количество операций в день и на сумму одной операции и общую сумму операции за один день); • чтобы контролировать движение средств по счету регулярно просматривайте выписку по счету и подключитесь к услуге sms-информирования об операциях по счету. Елена Соболева-Терещенко, начальник Управления карточных продуктов VAB Банка: • нередко проблему у клиентов возникают из-за того, что они отправляются в путешествие с карточкой, срок которой или истек, или истекает во время поездки — деньги на счету есть, а снять их за границей невозможно. Чтобы избежать таких ситуаций следите за сроком действия карты и не игнорируйте предложения банка (sms-сообщения, информацию на экранах банкоматов и т.д.) о перевыпуске карты. Если срок действия карты заканчивается во время поездки, желательно заранее, еще за месяц-два заняться ее перевыпуском. Гутник Олеся Григорьевна, начальник отдела мониторинга операций и контроля рисков банка «Финансы и Кредит»: • если вы не хотите тратиться на конвертацию (автоматический обмен гривен с текущего счета на валюту страны, в которой вы оплачиваете покупки или снимаете наличные в банкомате), необходимо, чтобы валюта карточного счета соответствовала валюте расчетов той страны, куда направляется держатель, например, при намерении посетить страны Еврозоны, лучше, чтобы карточный счет был открыт в евро; • имейте в виду, что по неперсонифицированной карте (на которой не указаны имя и фамилия держателя) могут не выдать деньги в пункте выдачи наличных — снять деньги с таких карт можно только в банкомате; • при совершении покупки не теряйте карту из виду. Заберите ее у кассира сразу после завершения транзакции и убедитесь в том, что это ваша карта; • перед тем как подписать чек, подтверждающий оплату товаров/услуг с помощью карты, проверьте его, обращая внимание на указанную в нем сумму покупки; • никому не говорите ПИН-код и, конечно, не записывайте этот код на самой карте. Набирая ПИН-код на «клавиатуре» банкомата, прикройте кнопки от любопытных взглядов со стороны; • для расчетов с интернет-магазинами лучше завести специальную платежную карту для онлайн-расчетов; • оплачивая карточкой покупку через интернет, убедитесь в том, что продавец принял меры по обеспечению безопасности вашей финансовой информации. Если защита «включена», в нижней части окна браузера можно увидеть изображение закрытого замка. Еще один хороший признак — наличие в начале веб-адреса в адресной строке браузера обычно отсутствующей там буквы «s». В защищенном режиме там должно стоять https://, а не привычное http://. Если ни одного из этих символов безопасности не видно, откажитесь от сделки; • избегайте операций, для совершения которых нужно передать данные о карте по телефону или электронной почте. Информацию, отправленную по этим каналам, легко перехватить; • пользуйтесь банкоматами, установленными в безопасных местах (например, в отделениях и филиалах банков, на территории организации, где вы работаете, в гостиницах, аэропортах и т.д.). На таких банкоматах мошенники намного реже устанавливают свои «поделки» для кражи данных с карточек; • не прислушивайтесь к советам третьих лиц, а также не принимайте их помощь при проведении операций с банковской картой в банкоматах; • если вы трижды неверно ввели ПИН-код, банкомат захватит карту, заблокировав ее. Это является специальной мерой безопасности на тот случай, если мошенники попытаются подобрать ваш ПИН-код. Если это произошло, обратитесь в свой банк — вам или спустя несколько дней вернут старую карту, или выпустят новую. Антон Одарюк
|
Категория: Рынок недвижимости | Добавил: администратор (03.10.2011)
|
Просмотров: 752
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
Block title |
|
|