|
Блог
Главная » 2011 » Октябрь » 23 » Об упрощенной системе налогообложения - без емоций
22:20 Об упрощенной системе налогообложения - без емоций |
2о октября был принят в целом закон о внесении изменений в Налоговый кодекс относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства. И поскольку в зале Верховной Рады дискуссии уже традиционно не состоялось, предприниматели, судя по всему, так и не поняли, что же собственно было принято и какие нормы принято. Я же хочу без эмоций проанализировать плюсы, риски и прогнозные последствия принятия этого закона. Во-первых, очень хорошо, что эпопея с внесением в Налоговый кодекс главы об упрощенной системе налогообложения, наконец закончилась. Ведь риск появления варианта вроде того, против которого встал все предпринимательская среда зимой 2010 года, оставался очень высоким. То, что внесено вариант, максимально приближенный и к существующей упрощенной системы налогообложения, и к пожеланиям предпринимателей относительно простого учета и отчетности, является очень позитивным. Во-вторых, в самой схеме упрощенной системы позитивным является прежде всего то, что для 1-й и 2-й категорий физических лиц - упрощенцев существенно увеличены ежегодные объемы реализации товаров, работ и услуг, при которых можно применять упрощенную систему. В первом случае практически в полтора раза, во втором - вдвое. Для новой - 3-й категории - объем составляет до 3 млн. гривен, а для юридических лиц - упрощенцев - до 5 млн. гривен (увеличены фактически в 5 раз). Положительным является также то, что для 1-й и 2-й категорий субъектов упрощенной системы - физических лиц непосредственно в кодексе, без дальнейших дискуссий с Налоговой или Минфином, четко определено, что они ведут учет исключительно доходов и исключительно итогом за день. Собственно так, как и ведется книга учета доходов и расходов, и как велась она последние десять лет. Однако, напомню, что в Указе президента (который в настоящее время определял упрощенной системе налогообложения) было написано просто - книга учета доходов и расходов, и уже подзаконным актом устанавливалось, что учитываются доходы и разрешалось фиксировать их итогом задень, а не по каждой операции. Сейчас это положение закреплено непосредственно в кодексе. Так же считаю решенной дискуссию, которая велась с начала 2011 года - имеют предприниматели вести учет расходов на основании первичных документов. Поскольку учет расходов не предусмотрено, следовательно, нет необходимости собирать первичные документы (накладные и т.п.), которые сегодня иногда требует налоговая. Также хочу обратить внимание предпринимателей, что границы ставки единого налога составляют от 1 до 10%, от 2 до 20% минимальной заработной платы. Минимальная зарплата берется на конец предыдущего года, то есть на 2012 год она будет на уровне примерно 1000 гривен, по существу, те же границы, которые существуют сегодня. Конкретная ставка в этих рамках как устанавливалась, так и устанавливаться местными советам. То есть фактическая схема установления ставки налога на различные виды деятельности не изменилась. Но то, что границы указаны в процентах от минимальной заработной платы, можно отнести к рискам. Если на 2012 год границы будут привычными для предпринимателя - от 10 до 100 гривен, от 20 до 200 гривен, то на 2013 год, если не изменить эту норму и не выразить ее в гривнах, они вырастут. Это приведет к тому, что и местные бюджеты постоянно ставить вопрос, какую же планировать ставку, и предприниматели не будут уверены. Поэтому мы получили обещание со стороны главы профильного комитета ВРУ В. Хомутынника вернуться к этому вопросу. Мы считаем, что эти границы, равно как и границы применения упрощенной системы, следует выразить в денежной форме, а не в процентах от минимальной заработной платы. Это стабилизирует понимание и прогнозируемость ситуации. Еще один риск. С одной стороны, хорошо, что наконец отменено ту часть статьи 139, которая запрещала отнесения на себестоимость средств, израсходованных на покупку товаров, работ услуг для физических лиц упрощенной системы налогообложения. И с другой, хочу обратить внимание, что фактически оказание услуг юридическим лицам или реализация им товаров подпадает под третью, новую, категорию налогообложения физикических лиц-предпринимателей. Эта третья категория облагается по иному принципу, чем первая и вторая, то есть не по фиксированной ставке единого налога, а по процентной ставке единого налога. Так облагались и облагаются юридические лица - упрощенцы: 3% от объема реализации плюс НДС или 5% от реализации без НДС. Это новая категория для физических лиц, соответственно, им придется корректировать свою практику, цены, отношения с юридическими лицами, особенно тем, кто ведет комбинированную деятельность. Пример - магазинчик продает удобрения как гражданам, так и хозяйствам - юридическим лицам на общей системе налогообложения. До 01.01.2011 такие предприниматели платить 200 гривен в месяц, не ведя подробного учета. Теперь для них встает вопрос, как совместить торговлю с гражданами и торговлю с юридическими лицами. Я думаю, что самым простым способом будет разделения такого бизнеса на двух предпринимателей - физических лиц. Один будет работать с гражданами и облагаться по 2-й категории и вести учет итогом за день, второй - продавать удобрения хозяйствам и облагаться налогом по 3-й категории. Таким способом будет максимально использованы все положительные черты второй и третьей форм упрощенной системы налогообложения. Отсюда мой прогноз, что первые полгода применения упрощенной системы в новом формате, скорее всего, не только не сократится, а также увеличится количество как зарегистрированных предпринимателей, так и плательщиков единого налога. Но это увеличение будет искусственным как следствие разделения для соединения двух форм налогообложения. И безусловно будет много недоразумений, особенно для третьей категории упрощенцев. Ведь для первых двух категорий практика применения будет той, что и предыдущие десять лет. Для третьей категории условия работы как самих предпринимателей, так и налоговых органов будут новыми. Поэтому в ближайшее время мы будем предлагать продлить мораторий на налоговые проверки упрощенцев, по крайней мере на полгода. Для того, чтобы и бизнес освоил новые принципы, и налоговая безажиотажа не гонялась за мелкими ошибками и не отменяла свидетельства об уплате единого налога. А это, кстати, еще один риск - аннулирование свидетельства плательщика единого налога. Отныне свидетельство является бессрочным. Ранее, напомню, оно выдавалось ежегодно, и раз в год налоговая могла отказать в выдаче свидетельства на основании например, наличие налоговых долгов. Теперь на основании долгов или выявления вида деятельности, который запрещен на упрощенной системе налогообложения, свидетельство может быть аннулировано. Для того, чтобы эта норма применялась правильно и ею не злоупотребляли, мораторий на проверки безусловно нужен, как минимум на полгода, чтобы формализовать признаки, каким образом налоговая выяснять наличие запрещенной деятельности и т.п.. Я не советовала бы властям решать сейчас войну в секторе малого предпринимательства. Таким образом, в связи с принятием новой версии упрощенной системы можно констатировать, что полшага сделано, но еще есть над чем работать предпринимателям, прежде всего, с местными советами для установления реальных, а не завышенных ставок единого налога. Есть также необходимость давить на власть для установления моратория на проведение проверок и изменения границ ставки единого налога для первых двух категорий и выражения их в процентах от минимальной заработной платы, а в гривнах. Таковы задачи на ближайшее время.
|
Просмотров: 758 |
Добавил: администратор
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
Block title |
|
|